Галерея «PENNLAB» представляет выставочный проект Лары Федотовой «Sublime landscapes/Гибридные ландшафты», который будет проходить с 6 декабря 2023 по 18 января 2024 года.

Из проекта «Гибридные ландшафты» © Лара Федотова

Декабрьское открытие в галерее PENNLAB удовлетворит интересы публики, ожидающей в преддверии праздников фантастических сочетаний цвета, и любопытство интеллектуалов, привыкших, что галерея концептуальной фотографии знакомит с творчеством провокативных художников, для которых медиа фотографии основной инструмент высказывания. Вот и на этот раз выставка–парадокс от автора, известного зрителям по лунограммам, представленным в медиа-центре «Зарядье», «Сводах» центра культуры ГЭС-2, на Красноярской биеннале и Фотомесяце в Белграде. Лара Федотова и ее новый проект «Гибридные ландшафты».

Каждый лист этой цветовой сюиты уникален: художница работает над ними в технике бескамерной фотографии [фотограммы], когда изображение творится в полной темноте непосредственно над листом фотобумаги, далее вспышка – освещающая результат «темной магии», – и проявка, фиксация изображения. Каждая из фотограмм неповторима, являясь сублимацией суммы потенциалов сложной пространственно- временной системы.

Что же такое «Гибридные ландшафты»? Лара соединяет работу в студии с материальными воплощениями символов четырех стихий (огня, воды, воздуха и земли) и виртуальное сотрудничество с нейросетью, выполняющей заказ художницы по генерации изображений. Художница интегрирует в классические фотограммы цифровые изображения, полученные по запросу «sublime landscape, primary nature [возвышенный пейзаж, первозданная природа]». Четыре стихии Эмпедокла в студии Лары сыграны электрическим разрядом (в роли огня), землей (камео), фотобумагой (ее эмульсия обладает свойствами, которые могут символизировать воздух), процесс проявки изображения, невозможный без воды, привносит ее символ в игру стихий. Из множества современных версий Маккалоковых сетей художница привлекает в свой проект наиболее распространенные, обучение которых было проведено до нее, вступая, таким  образом,  в отношения с цифровым Никто, видение «возвышенного пейзажа» которым выражает современный машинный стереотип моделирования нашей первичной природы. Но в толще своих значений яркая, хаотическая и экспрессивная серия «Гибридных ландшафтов» ближе кошутовым штудиям лингвистического моделирования мира, нежели экстатическим жестам Адама Фюсса и поэтике Сюзан Держесс.

Из проекта «Гибридные ландшафты» © Лара Федотова

Лара Федотова работает с фотографией, видео, объектами, звуком, инсталляцией, выбирая наиболее точное, поддерживающее идею, сочетание инструментов: от поисков новых технологий до обращения к старинным фотографическим техникам и работе с нейросетями.

Победительница конкурса «Взлет» (2018), Международного фестиваля фотографии «Фотопарад»(2017), участница XV Красноярской Биеннале Современного искусства (2023), VI Московской Биеннале Современного искусства (2015), выставки «Интервенции. Действуй по правилам и без» в Главном штабе Эрмитажа в Санкт-Петербурге (2018), участница программы «Друзья Сводов» фонда v-a-c, Факультета выходного дня МСИ «Гараж» (2017), проекта «Артмастерская XXI» (2019), выставки номинантов Московской Артпремии (2020), Фотомесяца в Белграде (2019), резиденции POLYPHONIZE на Кипре (2021) и других выставок в России и за рубежом.


О галерее

Галерейное пространство PENNLAB открыто 24 февраля 2021 года Николаем Дмитриевым и Михаилом Красновым. История названия связана с именем прадеда одного из основателей галереи — Юделя Пэна, живописца  и  организатора  первой  Школы  рисования  и  живописи в Витебске, открывшей дорогу в жизнь многим талантам, в том числе Марку Шагалу, а после революции, способствовавшей превращению Витебска в центр современного искусства.

Новая фотографическая институция на карте Москвы рассчитывает стать центром поддержки и продвижения российских авторов, работающих с фотографией. Проект сотрудничает как с молодыми художниками, так и с известными российскими мастерами отечественной фотографии ХХ века.